Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Москва
Воронеж
Ростов-на-Дону
Это интересно
4 Февраля 2022

Как помочь сотруднику восстановиться?

Комментарий исполнительного директора ГК Clever bros. Екатерины Немешевой об эмоциональном выгорании.

Немешева.jpg

- Екатерина, ранее мы опубликовали материал психолога об эмоциональном выгорании. Очень интересно получить твой комментарий, как HR-специалиста. Расскажи, выгорание – распространенный случай?

- Из своего опыта скажу так, выгорание наступает у тех сотрудников, у которых сходится сразу несколько факторов вместе: плохое самочувствие, неприятности во внешней среде, максимальная мобилизация сил по выполнению рабочих задач. И если на этой почве человек выложится и затратит много сил, умственных или физических, и не сможет правильно снять стресс и восстановиться после, то у него запуститься процесс выгорания. Если же сотрудник умеет сохранять баланс и знает, как выйти из этого состояния, то выгорание – не его история.

- По каким маячкам ты определяешь первые признаки выгорания?

- В первую очередь начинает снижаться эффективность, а дальше происходит потеря интереса ко всему и снижение активности. Человек сразу становится более саркастичным, циничным ко многим вещам, это проявляется даже по отношению к коллегам.

- Эмоциональное или профессиональное выгорание зависит от сферы деятельности сотрудника?

- Нет, люди и физического, и умственного труда подвержены данному феномену. Я бы вообще говорила не об эмоциональном выгорании, а о надрыве организма. Много взять на себя, не справится со сложной эмоциональной ситуацией, потерять интерес к своей работе, не видеть своих результатов и даже разочароваться в полезности своих действий можно во всех сферах.

- Как можно помочь сотруднику вернуться в свое рабочее состояние и восстановиться? Используешь ли ты какие-то методики?

- Конечно. Нужно проанализировать ситуацию вместе с человеком. Если ниточка связи совсем тонкая, то стоит начать с обычных человеческих вопросов, поговорить с ним о личном, о детях, о путешествиях и после постепенно вернуться к проблеме.

Например, сотрудник хочет подняться на ступеньку выше в карьерной лестнице, но у него не получается. Мы вместе анализируем, что у сотрудника не получается, обсуждаем, что он действительно хочет и как может достичь этого, отделяем главное от частного, и по итогу разговора у него уже есть план действий.

Или другой пример, сотрудник потерял интерес к работе. Мы выясняем причину, взял ли он слишком много обязанностей на себя и не умеет ничего делегировать или не смог разобраться в каких-то вопросах, а признаться не может. Или может сотрудник просто не получает обратную связь, боится спросить у руководителя, ему не хватает похвалы. Понимаете, в вопросе эмоционального выгорания много факторов и нужно распутать ситуацию, как в клубке вытаскивая нитку за ниткой.

- Какие еще примеры ты можешь привести?

У специалистов отделов продаж часто происходит выгорание. Во-первых, продавать все время тяжело! Надо уметь сбрасывать стресс – иначе наступит момент, когда менеджеру не захочется поднять трубку и поговорить с клиентом. Во-вторых, в продажи просто так люди не идут, они обладают определенным складом характера. И вот менеджеры вырастают, становятся зубастыми, продают уже не только товары и услуги, но и самих себя, так как становятся более ценными на рынке. И это переломный момент, в который им нужно либо перейти на должность руководителя, либо взять дополнительные обязанности по обучению других сотрудников, либо попробовать себя в чем-то смежном. Последнее – это, кстати, мой случай. 

- Очень интересно услышать твою историю. Расскажи подробнее.

- История самая обычная. Я не успела встать на путь выгорания, так как вовремя была услышана руководством. Мне спокойно предоставили шанс попробовать себя в бухгалтерии, когда мне это стало интересно.  И это несмотря на то, что была опасность что я «наворочу там дел» (смеется). Я хотела разобраться в бухгалтерских обязанностях, и разобралась! Переключение на другие обязанности – это распространенный способ помочь сотруднику не выгореть.

- Давай коснемся вопроса выгорания на более высоких должностях.

- Здесь тоже есть свой рабочий способ, как избежать выгорания. Нужно правильно делегировать задачи и брать другие более интересные, сложные. У руководителя, если он вовлечен в свою работу и заинтересован в росте, у него мозг работает иначе. Руководитель видит шире, подмечает, где процессы сбоят не только на уровне своего подразделения, но и на уровне всей компании. И благодаря общим собраниям, обмену опытом между руководителями подразделений, рождаются новые продукты или улучшаются старые. Поэтому если руководитель все время в коммуникациях на своем уровне, то он не выгорит. А вот если он так называемый «начальник», который дорвался до должности и руководит своей маленькой группой, не пытаясь как-то процессы изменить и оптимизировать, то вряд ли он подключён к общим процессам компании. Здесь возможно выгорание, но не всегда. Такой человек может просто не быть амбициозным, его может все устраивать. Я бы отдельно выделила такой тип ровных людей, которые крайне редко подвержены срывам и выгоранию.

- А что помогает им быть не подверженным срывам и выгоранию?

— Это тоже комплекс, в котором переплелись такие факторы, как лояльность, энтузиазм, склад характера, внутреннее спокойствие. Нам только кажется, что мы делаем выбор, но выбор уже сформирован обстоятельствами за нас.

- Ты знаешь примеры, когда не успели отреагировать и заметить выгорание?

- Я знаю примеры, когда отреагировали, но не смогли помочь избежать выгорания. Сотрудник взял на себя много обязанностей, причем разноплановых, ничего не делегировал, не мог положится на коллег и делал все самостоятельно. Это был очень амбициозный человек, который никогда не признался бы даже себе, что ошибся. С ним не складывался искренний разговор. А можно ли помочь человеку, который закрыт и не признается ни в чем? Бесконечная гонка получается.

- Что ты посоветуешь читателям ,блога?

- Задавать себе вопросы, слушать себя и свой внутренний мир. Приведу утрированный пример. Творог считается очень полезным, но если вашему организму он не нравится, то не надо заставлять себя его есть, надо найти другой полезный завтрак. Так и с рабочими задачами. Спрашивайте себя, что вы хотите, какая ваша цель, для чего вы берете эту задачу, и что можно сделать, если задача не нравится и вызывает отторжение. Всегда есть способы «не изматывать себя».

Делегируйте и берите взамен больше задач, которые нравятся, развивайте новые компетенции.

Делайте паузы в задачах, которые сложные или не нравятся, переключайтесь на что-то любимое и затем возвращайтесь обратно к выполнению обязательных задач.

Выполните непростую или нелюбимую задачу с группой единомышленников.

Главное помните, что в каждой ситуации можно поискать еще рабочие инструменты. Не замыкайтесь узко на том, что работает только что-то одно! Всегда ищите способы и выбирайте исследовательский подход с заботой о себе.