Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Москва
Воронеж
Ростов-на-Дону

Новости
6 Февраля 2023

Временный мораторий на закон о госзакупках до конца спецоперации

С таким предложением выступила спикер Совфеда Валентина Матвиенко.

«С учетом ситуации, может, наложить мораторий на 44-й закон о госзакупках и быстро осваивать средства», — сказала парламентарий в ходе заседания палаты в 1 февраля.

Валентина Матвиенко подчеркивает, что с помощью временного моратория регионы смогут быстрее осваивать средства, вкладывая их в развитие собственной инфраструктуры и в экономику.

Вице-спикеру Совфеда Николаю Журавлеву поручено подготовить обращение в правительство по этому вопросу.

Что этот законопроект может значить для бизнеса комментирует Игорь Логинов:

vw1ulijdzkvsna8pj1484730xvwx6jev.jpg

«Интересно поразмышлять, что явилось мотивацией предложения о моратории для государства в целом и Валентины Матвиенко в частности, с учетом того, что спикер Совфеда является одним из родоначальников процессов госзаказа.

Я помню тот момент – начало новой эры России, тогда было очень актуально навести порядок в сложившейся неструктурированной системе закупок. И бизнесу нужно было адаптироваться под нововведения.

Это был шок для госзаказчиков, все перестраивали систему. С 2003 года наши постоянные клиенты стали нам говорить: «А теперь все через конкурсы». Причем они ничего не выиграли от перехода, во многих случаях стали платить больше, кроме того, стали тратить большие ресурсы. Активно строились отдельные отделы по закупкам, над этими отделами – комитеты, над этими комитетами возвышались госкомитеты и т.д. Под конкурсы попадало всё: от карандашей до доменных печей.

Возможно, как инструмент борьбы с коррупцией и хищениями процесс задуман правильно, государству было виднее, мы хорошо помним крупные коррупционные скандалы, суды и даже смещения с должностей. Но результаты оценки эффективности мы не знаем, и я сомневаюсь, что ее проводили.

Что в итоге дал запуск процесса госзаказа в 2000-е года?

Во-первых, открытую информацию – огромные маркетинговые базы данных, которыми мог воспользоваться любой западный маркетолог, но не российский.

Во-вторых, множество последствий для отраслей, и не всегда позитивных. Возьмем в пример одно из основных направлений нашей деятельности – поставки картриджей и услугу по восстановлению. Очевидно, что когда закупаются картриджи, то в среднем по стране цена должна быль плюс-минус одинаковая. Но наше государство не заметило, как оригинальные картриджи на таможне заходят по 5000 руб., а покупаются госзаказчиками по 450 руб. Это чудо? Нет, это новые правила. По факту тот самый картридж государству обходится в 10 000 рублей. И где брать объективную статистику? Ее нет.

Торговались до минимума, никак не обосновывали цены, а в итоге расцвела подделка и совместимка, а вместе с ним гора проблем в виде падения уровня качества печати и увеличения отходов из некачественного пластика.

Мы работали с одним госзаказчиком по восстановлению картриджей – клиент был доволен сервисом и в среднем в 2003 году тратил на печать 600 000 руб. в год, в 2008 году – уже 6 000 000 руб. Только вместо оригинальных и восстановленных картриджей и технического обслуживания для техники целый отдел занимался закупками чего-то там непонятного.

С годами порядка становилось больше, особо «шустрых» приструнили, но мне кажется более страшным является не то, что воруют, а то, что целая армия бюрократов на протяжении 20 лет работала за счет налогоплательщиков. А потом мы всей страной удивляемся почему нет развития?!

Поддерживает ли бизнес мораторий?

Однозначно. Сейчас мораторий актуален как никогда. Нужно закрыть поступление информации в открытые источники, разогнать все эти комитеты, сейчас есть, чем заняться на благо родине, и изменить процесс закупок исходя из реальных текущих потребностей и возможностей внутри страны.

А также я очень надеюсь, что отменится не только публикация в открытых источниках, но и исчезнет большое количество посредников. На нашем рынке более 80% посредников, которые выигрывают конкурсы, получают за это деньги, а потом приходят к нам и нашим коллегам для оказания услуг и выполнения условий конкурса. Мы получаем цену намного меньше, заказчик –сервис намного хуже.

Валентина Ивановна, выражаю благодарность за предложение, прошу Правительство не тормозить инициативу и быстрее принимать решение. Давайте уже сэкономим время служащих и деньги для государства, найдем ресурсы, чтобы своевременно закрывать все потребности государственных заказчиков».