Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Москва
Воронеж
Ростов-на-Дону

Новости
5 Апреля 2022

Научиться потреблять только то, что действительно нужно, а не все без разбора

Возможно, очередной виток кризиса – тот идеальный момент, когда пришло время для снижения потребления? Может эти витки и повторяются потому, что люди потребляют то, что им не нужно?

Руководитель ГК Clever bros. рассказал, в каких случаях возможно снижение потребления, и что мы можем сделать уже сейчас.

IMG_0720.jpg

«С появлением и бурным развитием AliExpress, Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и других интернет-магазинов и сервисов чрезмерное потребление увеличилось в разы и уже превышает разумные рамки. Так много стало ненужных вещей, которые мы приобрели, повинуясь порыву «хочу», но не пользуемся и отправляем на свалку. Например, мусор в нашем ЖК стали вывозить два раза в день, а жильцов не прибавилось…

«Научиться потреблять только то, что действительно нужно, а не все без разбора», - мне бы хотелось, чтобы это стало миссией, истинным желанием большинства людей.

Снижение потребления возможно в двух случаях.

Первый – снижение реального дохода покупателей. Не самый приятный способ, так как отсутствие возможности купить ненужное понизит возможность покупать нужное и разрушит систему стимулирования людей к эффективной работе. Т.е. достаточно много людей работают, чтобы была возможность свободно покупать то, что им хочется. Поэтому вариант снижения реального дохода покупателей не подходит.

Второй способ снижения потребления – повышение цен. За те товары, которые наносят самый большой вред окружающей среде, нужно обязать платить соответствующий экологический сбор. Стоимость утилизации нужно включать в цену товара. И тогда производители будут менять формулу при создании упаковки, искать пути ее эффективной переработки, а потребитель выберет экологичную и экономичную альтернативу.

Повышать цены и учитывать экологический сбор – простая, но не единственная мера. На мой взгляд, нужно сокращать длинные логистические цепочки и делать упор на региональный товарооборот.

Многие производители мечтают выйти на международный рынок – это веяние моды, которое распространили Соединенные Штаты, осуществив перенос своего локального производства в Китай и Латинскую Америку и оставив себе сферу услуг и потребление. Хорошая была идея, только вот США лишились рабочих мест и увеличили поток кораблей с товарами. Помните, как марте 2021 года торговые суда образовали пробку в Суэцком канале и застряли на несколько дней? Уму непостижимо, сколько сейчас кораблей с товарами курсирует по морям и океанам, чтобы потом эти самые товары оказались на свалке.

Мне нравится русская народная пословица «Где родился, там и пригодился». Да, Латинской Америке нужно сбывать свои бананы, но мы же можем обойтись и без них или по крайней мере в существенно меньшем количестве. Бананы приносят больше пользы там, где растут. Нам же больше нужны наши продукты: молоко, квашеная капуста, картошка, яблоки, хлеб, груши и лесные ягоды. То же самое касается производства мониторов и компьютеров, ничто не мешает их производить здесь – нужно только локализовать производство и не только по сборке.

И может сейчас настал тот идеальный момент, когда пришло время для снижения ненужного потребления?

Кризис сам напрашивался, и вот созрел, чтобы человеку открыть глаза – хватит уже столько потреблять!

У региональных брендов появился шанс занять освободившееся место. Выбор товаров уменьшится, и это ограничение естественным образом снизит потребление. Может быть, мы станем меньше терять времени и огорчаться по поводу того, что в магазине больше не представлено по пятьдесят моделей утюгов, среди которых даже не знаешь какой выбрать? Может быть, мы упростим жизнь и сделаем ее экологичнее?

В разумном потреблении имеет место несколько принципов. Не покупать то, что не нужно; не выбрасывать то, что еще можно использовать; отказаться от одноразового там, где это возможно; меньше производить ненужного.

Если каждый начнет с себя сегодня, а организации задумаются, насколько их продукт полезен, нужен, ценен, как долго и для кого он реально послужит, то тогда мы сможем снизить уровень потребления уже завтра или хотя бы послезавтра».