Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Москва
Воронеж
Ростов-на-Дону

Новости
5 Мая 2021

Готовность бизнеса к третьей волне пандемии

- Насколько готовы экономика и бизнес к третьей волне, учитывая то, что не все отрасли успели восстановиться?

Еще в марте 2020 года я говорил, что борьба с коронавирусом – это война, и жить нужно будет по законам военного времени. Сегодня мы понимаем, что у вируса есть свой определенный ресурс. Он напирает – мы, наша страна, экономика, бизнес и сам человек - сопротивляемся. И в этом сопротивлении то мы, то вирус одерживаем победу. Это уже третья волна, и все понимают, что будут еще четвертая и пятая. Но в конечном итоге враг будет сломлен, и шансов у него немного. Жертв не избежать не только среди населения, но в том числе в бизнес-среде. Часть организаций получит фатальный удар – именно те, кого не добили первые две волны. Если в первом наступлении с рынка ушли самые слабые, во втором – те, кто не был готов ко второй волне, то сейчас под ударом компании, у которых ресурсы и запас прочности практически исчерпан. В то же время свою роль в противостоянии коронавирусу сыграет внутренний дух организаций. У многих он уже достаточно окреп. Так же, как в Великую Отечественную войну, мы противостоим уже не столько за счет экономики и технологий, сколько за счет силы духа. Мы пережили Блокаду, все остальное детский лепет!

- Какие сферы наиболее пострадают от нового локдауна, а какие подойдут к нему подготовленными? Не будут ли новые ограничения фатальными для общепита или туристической отрасли?

Начнем с того, что фатальный исход для отрасли все-таки не возможен. Это не та ситуация, в которой отрасль может быть уничтожена. Отрасль погибает тогда, когда в ней исчезает потребность. Волны пройдут, и даже если все компании пострадают, останутся люди с компетенциями, и будут построены новые фирмы.

Насчет того, какие сферы пострадают в период локдауна: все зависит от того, какие меры будут предприняты государством. Да, возможно представители общепита будут затронуты, но только в случае, если будут закрыты. Потому что в условиях формирования популяционного иммунитета закрывать общепит и другой бизнес большого смысла нет. На мой взгляд, сейчас нужно приложить максимум усилий для активного развития вакцинации. Я вижу это как очень качественный бизнес-процесс, в котором можно использовать ресурсы отраслей, не работающих из-за пандемии. Взять, например, туристические агентства. На их площадках можно делать пункты вакцинации, проводить тренинги и обучения по прививкам. Как говорится, в одном месте убывает, в другом прибывает. Я рад, что со времен успехов космической эры, впервые ученым дан карт-бланш для развития своей отрасли.

- Удалось ли бизнесу извлечь уроки из предыдущих волн, приспособиться к новой реальности?

Да, безусловно. Потому что вариантов других не было. У человека всегда прекрасно получается то, без чего он жить не может. И бизнес в этом плане ничем не отличается от человека. Мы снова адаптируемся к ситуации, которую нам предлагает жизнь, не спрашивая нашего мнения.